Год российского кино нам дарит небывалые проекты! Это масштабные фильмы-катастрофы: «Экипаж» и «Ледокол», историческая драма «Викинг», экспериментальный «Хардкор». Картина «Дуэлянт» от продюсеров Александра Роднянского и Сергея Мелькумова совмещает в себе масштабный замысел, историческую составляющую и экспериментальный подход. Экранизации романов Бориса Акунина о похождениях сыщика Фандорина были последними авантюрными фильмами, что приковывали к себе внимание широкой публики. И интерес к историческому материалу стал угасать. Но вот новый фильм режиссера Алексея Мизгирева применяет всевозможные уловки, чтобы снова возродить авантюрный жанр. Приманкой послужила яркая реклама, множество интервью с восхищенными репликамив сторону фильма, в общем отлично созданный ажиотаж (вспомним пример с Вием в 3D). Но получилось так, что этот ажиотаж был безосновательным, а режиссура так и вовсе уступила место работе художников и костюмеров!

Тут же стоит оговориться, что стильная картинка не является основополагающей в характеристике фильма, а служит художественным средством выражении чувств для раскрытия темы дуэлей. Поединки — это неотъемлемые часть картин, действие которых происходит в XVIII — XIX веках. Это очень удобный, эффективный и драматургический способ разрешить конфликт между героями. Но самих историй о дуэлях, дуэльных кодексах, о том какую вообще роль они играют в жизни дворян, припомнить сложно. И это одно из главных новшеств этой картины. Дуэли были частью жизни аристократов, известных своей утонченностью души, поэтическим восприятием мира, поиском красоты в каждом предмете. Поэтому в их сознании,а нашем представлении поединки предстают как нечто мужественное, воинственное и героическое, где проверятся храбрость с отвагой и защищается честь. В «Дуэлянте» мы видим темную изнанку этого явления. Потому-то все окружающее и утопает в мрачной и темной(временами буквально) атмосфере.

Виды Петербурга тоже не впечатляют. Чаще всего в кадре присутствуют каркасы строящегося Спаса-на-Крови да подвесного моста через Неву. Черные цилиндры и сюртуки, чавкающая грязь под ногами и непрекращающийся ливень — таким предстает город, населенный бретерами. Другого Петербурга, яркого и фееричного, с дворцами, фонтанами, аллеями и парками — вы здесь не найдете! Народ тут подлый и низкий. Для них дуэль — это не вопрос чести, а лишь средство для обогащения. Поэтому визуальное обрамление фильма и вышло именно таким.

Главный герой господин Яковлев (Петр Федоров) невероятно везуч. Он стреляется на дуэлях вместо своих клиентов, которых ему выбирает тайный наниматель. Яковлев зарабатывает на этом большие деньги. Он не боится смерти, пробуя различные варианты поединков — с пистолетами лоб в лоб, через ширму и даже «русскую рулетку». Его цель — вернуть себе законное дворянство, отнятое графом Беклемишевым (Владимир Машков). Настоящая фамилия Колычев — была утрачена, как и сам титул. Позже последовало разжалование в солдаты, прогон через строй и в итоге ссылка на Алеутские острова. Вернувшись оттуда, он мечтает отомстить. Но вся загвоздка в том, что он не может вызвать графа на дуэль, так как согласно первому уставу дуэльного кодекса, — драться могут только равные по происхождению. И теперь под чужим именем, он убивает на поединках людей, попутно размышляя над тем, как восстановить свою былую честь.

Фильм конечно же воздействует на зрителя своей стилистикой.

Эти необычные ракурсы, голландские углы, плавные наезды, цветовой контраст вкупе с «индустриальной» музыкой — создают особый фон. Но этот притягательный антураж настолько насыщен темными тонами, что в нем просто-напросто теряются детали. Не говоря уже о том, что задействованных локаций крайне мало, если это улица: то всегда один и тот же канал, если помещение — то либо зал дворянского собрания, либо комната главного героя. Мрачной атмосфере фильма вторит и несколько отстраненная манера поведения действующих лиц — сухость, равнодушие, безразличие, презрение. Перечисленные выше элементы преобразовались в сочную композицию кадра, способную дух захватить, а некоторые сцены сложились так выразительно, что можно было обойтись и без реплик персонажей.

Но все это явно вытесняло содержательную часть фильма. Ни духа авантюризма или романтизма, нету даже элементарной драматургии — нет и в помине. Сюжет довольно тривиальный и прямолинейный, без подводных камней и непредвиденных ситуаций. Градус напряжения лишь изредка поддерживается в отдельно взятом кадре, но никак не во всей структуре повествования. Оттого-то после просмотра и переполняют очень странные чувства!

Фильм «Дуэлянт» нельзя назвать большим разочарованием, но и возложенных надежд он не оправдал. Каким бы ни был замысел авторов, но наскучить зрителю в их планы точно не входило. Искусная и пестрая на краски картина конечно же радует глаз, но душу радует глубина. Этого как раз таки и не хватает фильму — глубины содержания. В итоге все что запомнилось — это дуэли.

Итог таков, что удалась реклама фильма, а не сам фильм. Но посмотреть его все равно стоит.